Бизнес-инновационный центр (BIC) – это организация, которая работает в интересах как государственного, так и частного секторов и использует динамичные системы поиска, отбора, мониторинга, управления предпринимателями и проектами. BIC нацелен на создание и развитие инновационного бизнеса, предлагая широкий спектр услуг по поддержке малого и среднего предпринимательства в рамках профессиональной экономически эффективной структуры.
BIC способствует стимулированию местной экономики в областях с промышленным развитием и наукоемким потенциалом. Их цель заключается в адаптации/подготовке внутренних человеческих, материальных и финансовых ресурсов в целях укрепления предпринимательского сектора. Это касается, в частности, создания новых малых и средних предприятий и развития уже существующих, которые являются источниками инноваций и технического прогресса.
Для того чтобы получить лицензию на использование знака качества EC-BIC, BIC должен соответствовать 5 критериям:
Миссия;
Организация;
Услуги, оказываемые инновационным индивидуальным предпринимателям, стартапам и субъектам малого предпринимательства;
Эффективность и оценка деятельности;
Качество.
1. Миссия: инновации и инкубирование.
BIC – это профессиональная организация, которая продвигает, стимулирует и развивает инновации в СМП на всех стадиях их развития в рамках всеобъемлющего процесса инкубации. В зависимости от особенностей территории и уже существующих организаций по поддержке бизнеса, деятельность BIC может быть направлена на стимулирование создания новых инновационных предприятий и/или разработки инноваций в уже существующих предприятиях с целью оказания содействия региональному/местному экономическому развитию, повышению конкурентоспособности и экономическому росту.
2. Организация
BIC должен:
- сосредотачивать свое внимание на конкретной и четко определенной зоне действия (в пределах области, провинции, города и т.д.). В тех регионах, где уже существуют и работают аккредитованные BIC, новые кандидаты в BIC должны продемонстрировать, что являются ярким примером для создания нового BIC, используя убедительные аргументы, такие как данные рыночного спроса, население и количество СМП, которые могли бы оправдать его создание и обеспечить его деятельность на долгосрочный период, наличие индустриальных секторов, которые еще не охвачены существующими BIC и т.д.
- убедить в том, что роль BIC признана соответствующими государственными органами в зоне его действия, а деятельность BIC соответствует региональным/национальным приоритетам экономического развития и инновационной стратегии.
- быть вовлечен в государственный сектор, в случае если он является частной структурой, и наоборот, он должен быть вовлечен в частный сектор, в случае если он является государственной структурой (например, участвуя в соответствующих местных программах развития, финансируемых государством, привлекая корпорации и бизнес-ангелы и т.д.)
- координировать/интегрировать свою деятельность с деятельностью других организаций, связанных с поддержкой предпринимательства, с целью обеспечения беспрепятственной поставки дополнительного и всеобъемлющего спектра услуг в зоне его действия.
- быть финансово устойчивым с распределенным бюджетом и собственной прибылью и убытками.
- иметь четкое позиционирование, BIC должен быть нацелен на создание новых рабочих мест и стимулирование экономического роста путем создания инновационных компаний или развития уже существующих.
- иметь конкретные площади (BIC может быть размещен в уже существующей крупной организации) и четко определять, что его отличает от других организаций по поддержке предпринимательства в зоне его действия.
- управлять профессионально и самостоятельно, иметь специализированную команду, состоящую, по крайней мере, из 3 сотрудников с полным рабочим днем – высококвалифицированных, опытных и вовлеченных в деятельность по поддержке СМП.
3. Услуги, оказываемые инновационным индивидуальным предпринимателям, стартапам и СМП
BIC должен активно заниматься инкубированием, созданием новых инновационных предприятий и/или стимулировать инновационную деятельность в уже существующих СМП. Баланс между этими двумя видами деятельности должен определяться в свете оценки потребности развития в зоне его действия. Для того чтобы добиться этого, BIC должен:
- активно способствовать продвижению инновационного предпринимательства и/или развития инновационной деятельности в уже существующих СМП;
- использовать различные методы для выявления и продвижения новых инновационных проектов;
Все вышеперечисленное достигается путем проведения различных мероприятий, таких как конкурсы и награды, создание проектов через европейские, национальные и региональные программы, партнерских связей и сетей, выделения необходимых средств и ресурсов, периодический обзор свой деятельности в сравнении с BIC Европейского сообщества, принимая меры по устранению недостатков, если это необходимо.
4. Оценка деятельности BIC
Аккредитация BIC в качестве бизнес-инновационного центра Европейского сообщества и постоянный оценочный процесс включают в себя всеобъемлющий обзор деятельности BIC и оценку его эффективности.
Для того чтобы обеспечить соответствующие данные для ежегодной оценки соответствия критериям знака качества EC-BIC, BIC должен использовать общие индикаторы, определенные в опроснике, для проведения самооценки своей деятельности. Предоставление данной информации также необходимо для укрепления репутации сети посредством составления Ежегодного Отчета, для сравнительных целей и расчета ключевых статистических показателей, диаграмм и других отчетов об эффективности деятельности сети. BIC должен учитывать следующие показатели:
Количество университетских спин-офов, созданных при участии BIC (если таковые имеются)
Ежегодное количество проектов по созданию предприятий, отобранных до проведения до технико-экономического обоснования
Ежегодное количество проектов по созданию предприятий, отобранных после проведения технико-экономического обоснования
Доля проектов, основанных на технологии
Ежегодное количество созданных бизнес-планов
Ежегодное количество стартапов, созданных при поддержке BIC
Ежегодное количество рабочих мест, созданных резидентами BIC
Процент выживаемости компаний (существующих 3 года после их создания)
Количество резидентов в инкубаторе
Ежегодное количество сотрудников в компаниях-резидентах
Ежегодное количество СМП, участвующих в программах, нацеленных на повышение конкурентоспособности
Количество СМП, которые закрылись и другие индикаторы.
5. Качество
Система качества BIC основана на подходе TQM. BIC должен соответствовать системе качества EC- BIC. В частности, он должен:
- заполнить и отправить онлайн опросник, учитывая достигнутые результаты за год, в указанный срок;
- предоставить всю необходимую информацию эксперту EBN, который будет проводить аудит на месте;
- выполнение рекомендаций Комитета знака качества BIC.
BIC также должен:
- определить любые другие показатели по мере необходимости;
- применять информационную управленческую систему для сбора ключевых данных, включая показатели эффективности, контактные данные, информацию о проектах и т.д.;
- регулярно контролировать степень удовлетворенности компаний-резидентов посредством периодического анкетирования и телефонных опросов.