русская версия
MainNews

Вузы, бизнес и эксперты по оценке квалификаций обсудили вопросы подготовки востребованных кадров

10.09.2020

Вопросы квалификации студентов, качества подготовки выпускников вузами и колледжами, требования бизнеса к квалификации персонала обсудили сегодня в технопарке «Идея» в рамках онлайн-сессии «Независимая оценка в образовании. Перспективы и барьеры». В мероприятии приняли участие эксперты из разных отраслей и регионов страны. Среди них – заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович, директор делового полимерного парка «Ком-Пласт» Сергей Цыбуков, главный технолог ГК «Миррико» Роман Камалов, генеральный директор Межотраслевого объединения наноиндустрии Ольга Крюкова, представители бизнеса и вузов страны. В ходе конференции также принимались вопросы в режиме-онлайн.

Одной из первых стала тема взаимодействия образовательных учреждений, центров оценки квалификаций и предприятий. По словам Аллы Факторович, независимая оценка квалификаций – это обратная связь от работодателей и оценка уровня подготовленности выпускников. «Это не оценка ради оценки, а инструмент развития, потому что анализ результатов профэкзаменов позволяет по-другому посмотреть и на содержание образования, и на образовательные технологии. Фактически перестроить образовательный процесс таким образом, чтобы результаты обучения соответствовали ожиданиям и требованиям работодателей».

Также Факторович пояснила, что команда Минпросвещения заинтересовалась результатами пилотного проекта в СПО и сейчас, в том числе и в рамках поручений Президента, формируется рабочая группа.

Об инструментах оценки квалификации в малых компаниях рассказал Сергей Цыбуков. Он презентовал промежуточные итоги тиражирования модели кадрового обеспечения (формирования инжиниринговых компаний), применяемой для внедрения передовых производственных технологий. Он отметил, что без образовательных учреждений новый сквозной процесс не прописать. При этом в новый бизнес процесс необходимы короткие программы обучения, чтобы доучить той квалификации, которая не хватает специалисту. В рамках первого этапа было разработано 5 моделей: 3 технологических и 2 гуманитарных. По словам эксперта, сложность была в переобучении специалистов, привлекаемых для апробации модели. Однако со временем этот аспект ушел, сменившись на удивление и азарт при получении новых знаний. «Сейчас уже мне страшно представить, что 3 года назад мы непрерывно не учились. Успех программ был просто колоссальный, потому что мы готовим не просто специалистов, а успешных людей», - отметил Сергей Цыбуков. Он также пояснил, что по итогам было принято решение о конкретных блоках, которые необходимы для тиражирования модели кадрового обеспечения. При этом надо уметь работать не только с готовыми технологиями, но и взаимодействовать со стартапами, внедрять технологии, выходить на серию и продавать.

Руководитель Экзаменационного центра ЦОК в наноиндустрии Санкт-Петербургского государственного технологического института Юрий Шляго рассказал об актуальных вопросах интеграции независимой оценки квалификации в вузах на примере Санкт-Петербургского института. Он пояснил, что в течение 2019 года студенты вуза сдали 45 профэкзаменов и что полученный опыт позволил сформировать определенный взгляд на основные элементы широкого внедрения процедур независимой оценки квалификаций в государственную итоговую аттестацию вузов и выявить их проблематику. Так, наиболее актуальные вопросы были разделены на 3 основные группы: вопросы нормативно-правового обеспечения, организационно-методические и финансового обеспечения.

«Безусловно необходима корректировка нормативной базы федерального уровня, отражающей специфику предлагаемых инноваций. В частности, если взять документы Минобрнауки, то это ФГОС и порядок проведения ГИА по образовательным программам высшего образования», - пояснил эксперт.

Говоря об организационно-методических вопросах, Юрий Шляго выделил 6 основных моментов. К примеру, вузам по каждой образовательной программе потребуется внести сравнение ФОСов с КОСами по профильному профстандарту. Затем, при необходимости, их адаптировать. Второй аспект, разработка процедуры ознакомления студентов с КОСами, используемыми при проведении профэкзаменов. Третий момент, необходимо определиться по каким квалификациям, в каких центрах оценки квалификаций, в каких СПК должны проходить профэкзамены в рамках ГИА и систематизировать эту информацию в виде реестра. В-четвертых, необходимо согласовать сроки проведения традиционных форм госэкзаменов и интегрированных в них профэкзаменов, а также сроки объявления результатов. В-пятых, важно провести сопряжение терминологии госэкзаменов и независимой оценки квалификаций. В-шестых, требуют решения вопросы регламентирования внедрения в процедуру ГИА-НОК дистанционных технологии.

Отмечая специфику вопросов финансового обеспечения, Юрий Шляго пояснил, что при интеграции ГИА-НОК финансовая нагрузка на студентов-бюджетников должна быть исключена. Также необходимы решения директивных органов о внесении затрат на профэкзамены в смету расходов бюджетных вузов, а для случаев, когда студенты сдают профэкзамены в экзаменационных центрах другого вуза – определить порядок расчетов между вузами или между вузами и цоками, в составе которых действуют эти центры.

В заключении своего выступления Юрий Шляго для выполнения поручений Президента страны по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся в вузах предложил профильным министерствам, Национальному агентству развития квалификаций, СПК и вузам организовать оперативную совместную работу по подготовке методических рекомендаций, разъясняющей порядок интеграции ГИА-НОК и выработать конкретные предложения по внесению необходимых изменений в соответствующие федеральные нормативно-правовые акты. 

Собственным мнением прохождения оценки квалификаций со стороны вузов поделилась Ирина Зимина, которая отметила, что образование и квалификация - звенья одной цепи: «Сейчас, как правило заведения сами готовят студентов, и сами же проверяют уровень знаний. Независимая оценка даёт взгляд со стороны на качество подготовки. Это реальная оценка нашей работы».

Она также рассказала, что вместе со студентами второй год участвует в пилотном проекте и сейчас результаты оценки квалификаций не влияют на результаты итоговой аттестации: «В первый год наши студенты не получали никаких сертификатов по итогу экзамена. В этом году ребятам выдавались сертификаты. Могу сказать, что результаты оценки никаким образом не повлияли на выпускную квалификационную работу, поскольку комиссия на знала о результатах студентов на профессиональных экзаменах. В дальнейшем как это будет сказать сложно. Но сейчас так: ребята, успешно сдали профэкзамен, получили сертификаты и попали в общероссийский реестр прошедших оценку. Есть студенты, которые не сдали профэкзамены, но диплом об образовании получили, так как успешно сдали экзамены»

Мнение бизнес-сообщества выразил Роман Камалов, заявив, что «каждый работодатель хочет найти наиболее квалифицированного специалиста». На вопрос о том, насколько сейчас качество подготовки выпускников соответствует ожиданиям работодателей, он отметил, что вузы выпускают достаточно подготовленных специалистов: «Но есть ряд вопросов, которые в частности отражаются в практической части и к ним студент не готов. Есть определённая брешь в вопросах производственного характера. Возможно, студент их и не должен знать», - пояснил он, отметив, что сам проводил оценку квалификаций студентов в качестве эксперта и заметил, что «ряд вопросов не совсем к студентам, а больше к производственникам».

О том, что в рамках проведения оценки квалификаций студентов, в частности, в сфере наноиндустрии, к ним действительно применяются высокие стандарты подчеркнула и Ольга Крюкова: «Мы работаем на формирующемся рынке, на рынке высоких технологий и у нас постоянно меняется и трансформируется спрос на кадры, спрос, с которым мы выходим в сторону системы высшего образования. К тому же мы работаем с инженерными кадрами и у нас очень высокий уровень квалификации. Если брать срез наших квалификаций, а их сейчас разработано более 200, то большинство приходится на 6 и 7 уровень, а есть квалификаций 8 уровня, которые, как правило, требуют наличия опыта профессиональной деятельности». Эксперт пояснила, что в данном направлении еще будет проведена работа. К примеру, одним из решений является разработка входных квалификаций для студентов.

Также в ходе встречи исполнительный директор Ассоциации развития квалификаций Марат Кадыров предложил изучить вопрос внедрения проектных практик, когда студент приходил бы на предприятие для решения конкретных задач.

В свою очередь Роман Камалов заявил, что перед тем как развивать данную тематику нужна конкретика, в том числе и более тесное взаимодействие педагога, который должен прийти в компанию и найти точки соприкосновения. Камалов подчеркнул, что в своей практике такого не встречал и что обычно студент вливается в уже существующие рабочие процессы.

Начальник центра учебно-экспертного и менеджмента качества КНИТУ (КХТИ) Лилия Разяпова рассказала, что независимая оценка качества – это стандарты нового поколения, добавляющие в том числе привлекательности и престижности самому вузу, так как качество навыков студентов подтверждают непосредственно профессионалы. Она отметила, что ежедневно появляются новые стандарты, однако еще есть направления, по которым предстоит большая работа. Среди них – технологическое машинное оборудование и автоматизация производственных процессов.

Секретарь СПК в наноиндустрии Сергей Ионов заявил, что они тесно обращаются в вузы страны с предложением внедрять ряд систем: «Причём в рамках программы у нас даже предусмотрены средства и мы готовы оплачивать работу экспертов, чтобы команда могла отработать формат и порядок проведения процедуры оценки квалификации. На наш взгляд, профессиональная общественная аккредитация – это диалог между вузом и предприятием. Мы здесь должны учитывать пожелания и работодателей, и вузов. Мы ежегодно по результатам общественной аккредитации меняем положения, исходя из современных реалий: где-то критерии подправляем, где-то требования».

При этом он подчеркнул, что вузы неохотно идут на оценку квалификаций и озвучил вероятные причины подобной инертности, в частности, по его словам, причины могут быть в плохой материально- технической базе или в слабом взаимодействии с работодателями.

Отметим, что в ходе онлайн-сессии свои опытом поделились участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и других городов страны. Полную версию онлайн-сессии можно посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=eXFjJbKWdLI

 

0

EVENTS CALENDAR

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. В случае отказа от обработки персональных данных я проинформирован о необходимости прекратить использование сайта или отключить файлы cookie в настройках браузера.
OK